Моя дочка росла прелестным ребенком. В 12 лет ее внешность начала резко портиться: откуда-то вылез нос, все лицо в прыщах. Она стала стесняться себя. Заявляет: «Зачем ты родила меня такой уродиной?»
Я очень ей сочувствую: трудно из первой красавицы превратиться в гадкого утенка. Стараюсь поддержать ее, говорю, что она скоро перерастет этот неприятный возраст и снова станет красавицей. Я обещаю, что если она не похорошеет, то мы с папой прооперируем ее в 18 лет. Я говорю ей, что внешность не так важна, как личностные качества человека. Но ничего не помогает. Что делать? Как помочь?
Для сегодняшних подростков, которые растут среди засилья гламурных красавиц и атлетически сложенных идолов, внешность – зачастую основной «капитал». Дети, подражая взрослым, создают в воображении завышенный эталон красоты и с присущим их возрасту максимализмом считают, что все, что не соответствует этому идеалу, уродливо.
Ну а собственные недостатки кажутся подросткам катастрофическими! Их не успокаивают заверения, что это пройдет. Ведь они страдают сейчас! Не нужно утешать ребенка и тем, что пластическая хирургия творит чудеса. Обещая хирургическое вмешательство, вы соглашаетесь с утверждением дочки, что она уродлива и ей нужна операция. Будучи самым близким человеком, вы подтверждаете самые худшие ее страхи. Точно так же вредно отмахиваться от забот подростка общими фразами вроде: «Внешность не главное». Как же правильно реагировать? Свести участие к роли заинтересованного, участливого слушателя.
Следующий уровень помощи – позволить подростку увидеть себя более привлекательным. Вдумчивые родители ни при каких обстоятельствах не станут указывать на недостатки во внешности подростка. Они, напротив, станут концентрировать внимание на позитивных качествах.
Кстати, распространенная атака на родителей: «Зачем ты родила меня такой уродиной?» - не просто вопль о помощи. Попутно это еще и желание взвалить на вас чувство вины, ведь виноватым родителем легче управлять. Единственный верный ответ на эту тираду таков: «Я счастлива, что родила тебя, ты лучшее, что у меня есть». И перечислите детально все хорошие черты ребенка – внутренние и внешние.
Наполните будни ребенка заботами о тех, кто в ней нуждается: растениях, животных, престарелых соседях. Эти конструктивные занятия помогут подростку почувствовать себя нужным, переключить внимание с веса или длины его носа на что-то важное и интересное.
Помогите детям справиться с комплексом.
• Обсуждая с ребенком фильмы, говорите о мастерстве актеров, а не об их внешности.
• Читая журналы, расскажите о работе фотографов, которые маскируют все несовершенства моделей. Дети должны понимать, что внешность каждого человека имеет свои изъяны.
• Научите детей относиться к людям, которые чем-то непохожи на вас без недоверия или брезгливости. Самое важное в этом деле – личный пример.
• Разговаривая с ребенком о знакомых, делайте упор на их позитивные качества, а не на внешние данные.
• Старайтесь не делать критических замечаний по поводу чьей-либо внешности (своей, знакомых и ребенка в том числе).