Первые в мире письменные руководства по сексуальному искусству были созданы в Китае в третьем веке до нашей эры. В ней приводились сведения о космическом значении сексуальных отношений и способах достижения гармонии энергий инь и ян, рекомендации, касающиеся предварительных ласк и разнообразных поз. Каждая поза имела свое название («Признание в нежной привязанности», «Драконы свиваются в петлю», «Скачки диких лошадей» и т.п.), а описания порой напоминали инструкции для выполнения акробатических упражнений. Не менее сложны и прихотливы рекомендации, которые давал древнеиндийский трактат о сексе, знаменитая «Камасутра».
Многие столетия эти сведения были закрыты для людей европейской цивилизации. Установка «секс только для деторождения, и никакого удовольствия» не располагала к сексуальным экспериментам, освоению причудливых техник. Неудивительно, что когда в результате сексуальной революции издания по технике секса, древние и современные, начали широко публиковаться, они вызвали огромный интерес. Люди открывали для себя новые возможности и ощущения, и многим даже стало казаться, что изощренная техника и есть залог сексуального счастья. Эротические и порнографические фильмы, демонстрирующие половые акты в самых невероятных позах и необычных условиях, так же способствовали распространению мнения, будто «настоящий секс» - это нечто виртуозное и необычное. Пары, долгое время жившие в полной сексуальной гармонии, получающие удовольствие друг от друга и своих отношений, начали считать себя «отсталыми», «обделенными», а свою сексуальную жизнь – слишком пресной и скучной.
Однако техника секса сама по себе не приводит на вершины блаженства. Большинство хитроумных поз и изысканных ласк оказались неудобными, а порой и неприятными. Но главное – психологические последствия «технического» подхода к сексу. «Новое увлечение техникой секса, - пишет известный английский психотерапевт Ролло Мэй, - дает результат, противоположный ожидаемому. У меня часто возникает ощущение, что половая страсть или даже удовольствие, получаемое людьми от полового акта, обратно пропорционально количеству прочитанных ими пособий такого рода. В технике как таковой нет ничего дурного… но когда увлечение техникой секса переходит определенную границу, то занятие любовью вырождается в механический процесс и идет рука об руку с отчуждением, чувством одиночества и обезличиванием… Почему эти люди прилагают такие страшные усилия? Какую безграничную неуверенность в себе, какую внутреннюю пустоту и какое одиночество они пытаются замаскировать этим стремлением к грандиозным результатам?»
Многие психологи за повышенным вниманием к технике секса увидели проявление интимофобии: человеку проще во время общения с партнером думать о том, где должна быть рука и под каким углом согнута нога, чем сопереживать ему, проникаться его чувствами.
Знание технических приемов может быть полезно. Оно позволяет разнообразить сексуальную жизнь или решить какие-то проблемы (например, существуют техники секса для инвалидов или людей, находящихся в гипсе после травмы). Но это лишь форма – и она мало чем сможет помочь при отсутствии стоящего содержания. Способность переживать оргазм определяется, прежде всего, свойствами личности, а не сексуальной техникой. Главное – не длительность и изощренность ласк, а способность принимать собственные эмоциональные переживания и разделять их с партнером.
К техническим рекомендациям нужно подходить всегда очень индивидуально. Посоветовать наилучшую сексуальную технику невозможно, как нельзя предложить лучший ход в шахматной игре. По этому поводу в «Камасутре» мудро сказано, что «действие наук простирается настолько, насколько в людях слабо чувство; когда же колесо страсти пришло в движение, то нет уже науки, нет порядка».