Диагностика внутрисемейных отношенийпри помощи проективной методики "три дерева"
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить
особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя
методика "три дерева". В рисуночной форме она была предложена
швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz[8; 9; 10]. Немецкий
психотерапевт Эдда Клессманн [16, с. 48] разработала тест "три дерева"
в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В
последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России
методики "три дерева" в диагностической и психокоррекционной работе с
детьми и подростками [5].
Важно, что в тесте "три дерева" изначально не ставится задача
сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других
аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить
каждого члена семьи с каким-то животным. Э. Клессманн рекомендует
сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально
расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить
их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти "цензуру",
препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По
наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить
родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто
"приукрашивают" выбираемый образ из-за определенной "лояльности".
Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации [11].
Почему в методике предлагается нарисовать именно три дерева? R.J.
Corboz пишет, что это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из
практического опыта. Для праздника День матери дети должны были
нарисовать деревья. Большинство детей рисовало три дерева, которые ярко
характеризовали отношения ребенка с родителями. Тем самым дети
интуитивно отражали особенности внутрисемейных взаимоотношений.
Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и
родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или
любой другой человек, например, сосед (рис. 2). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.
рис. 2
Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может
выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из
деревьев и зачеркивает его (рис. 3).
рис. 3
Встречаются случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только
два дерева, что говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим
объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных
отношений. Например, 8-летний А., с которым проводилась диагностическая
и психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе из-за
насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста "три дерева",
однако нарисовал только два дерева (рис. 4). Из анамнеза
известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через
неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у
бабушки в деревне. Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв
ребенка из школы и опять до вечера уходит на работу. Все это время
ребенок находится дома один, смотрит телевизор, рисует. Общий
депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в
том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность
в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок
рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег
под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции
"ребенок-мать-отец" проявляется в том, что А. вместо трех нарисовал
только два дерева, так как в семье для него привычны только отношения в
диаде "ребенок-мать". Большие деревья ребенок сравнил с собой и с
...двоюродным братом (!), которого он видел только один раз в жизни на
проводах в армию в другом городе. То, что второе дерево ребенок сравнил
не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует,
как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас
мужской объект для идентификации.
Два маленьких деревца внизу справа - это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре.
Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое
значение числу четыре придавал К. Г. Юнг, считавший его главной
символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от
динамической целостности, символизируемой числом три и троичной
структурой, для числа четыре с его кватеральной структурой характерна
статическая целостность. Четыре образует идеально устойчивую структуру,
что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре
стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь - вода
- земля - воздух и т. д.). [5, с. 85]
рис. 4
Инструкция по проведению теста "три дерева" предполагает, что в ходе
предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как
кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи,
какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит
ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который
располагается горизонтально, "любые три дерева". Пока ребенок рисует,
психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении
с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок.
Эмпатическая поддержка - один из важнейших принципов
Кататимно-имагинативной психотерапии [2; 5]. Затем ребенок называет
каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который
больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя
интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его
элементов, цвета надписи.
Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния
человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу
множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета
определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и
формирующихся при жизни. При этом на образование символа может
оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития,
особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в
младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени
посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в
которой находится пациент сейчас.
Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный
аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе
рисунка одновременно проявляются символические отражения множества
различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой
важный аналитический принцип символообразования - принцип
амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа
прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики
цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре
символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем
необходимые диагностические выводы [5].
+ | цвет | - | любовь, страсть эротическое начало вдохновение | красный | агрессия ненависть опасность | разум дисциплина порядок, верность | синий | безумие иррациональность | открытость активность свобода, слава, сила | желтый | ревность, зависть жадность, лживость мания, бред | Зрелость личности радость энергия, сила | оранжевый | вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны | витальное начало рост надежда | зеленый | яд болезнь незрелость | равновесие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние | фиолетовый | внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия | материнство плодородие земля | коричневый | грязь гной кал | достоинство торжественность | черный | смерть траур грех | чистота гармония | белый | привидение траур | | серый | неясность туман депрессия |
После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка разрешение
подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего
нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное
пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В
этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей
матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и
комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему
пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему
ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу.
Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким
образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного
тела. [1; 6; 13; 14]
Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
- Какое дерево самое большое?
- Какое дерево самое маленькое?
- Какое дерево самое молодое?
- Какое дерево самое старое?
- Какое дерево самое красивое?
Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом,
чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы.
Например, обращение вначале внимания на "высокое дерево" отражает более
высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности
обращение затем к "более маленькому дереву" воспринимается уже не как
более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда
сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о "более молодом
дереве", а лишь затем о "более старом".
Вопросы "Какое дерево тебе больше всего нравится" и "Какое дерево
самое красивое?" специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы
у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на
аналогичный вопрос. В то же время, "больше всего нравится" не
обязательно "самое красивое" дерево.
Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.
В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку
представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на
вопрос: "Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?" В случае
необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести
удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить.
Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: "А некоторым
деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо." Психолог с
разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.
Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные
деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь
интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций
обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. Например,
ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам
своеобразной лестницы - от самого приятного до самого неприятного. Или
психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка
просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это
сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он
его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает
подходящий этому человеку цвет.
В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн
предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса
символ драмы и установить с ними какие-то отношения.
В качестве метафоры можно охарактеризовать символ драму как
психоанализ при помощи образов [2; 5; 15]. Метод разработан известным
немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) [2; 15].
Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов -
картин на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт
выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую
функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические
психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и
предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов,
процессов и механизмов защиты как отражения актуальных
эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм
конфликтов раннего детства.
Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном
кресле пациента вводят в состояние расслабления. После этого ему
предлагается представить образы на заданную психотерапевтом специальную
тему - стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о
своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы
сопровождает пациента в его образах и, если необходимо, направляет их
течение в соответствии со стратегией лечения.
Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою
роль в созданном им динамическом поле образного пространства и может
самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления
сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее
пример кататимной семейной психотерапии психотерапевта Э. Клессманн
[16, с. 4849].
Пример
12-летняя девочка, страдающая неврозом навязчивых состояний,
изобразила на своем рисунке яблоню (мой брат), сосну (мой папа) и ель
(я). Сочетание деревьев характеризует эдипальный конфликт девочки. Она
стремится быть вместе с папой как жена с мужем (ель и сосна), а с
братом конкурирует в борьбе за любовь родителей.
Представив эти деревья в ходе сеанса символ драмы, она попыталась
сначала вскарабкаться на яблоню, которая воплощала для нее ее младшего
брата, и попробовала сорвать себе яблоко. Но дерево сказало ей, что ему
это больно. Тогда она соскользнула вниз и обратилась за советом к
сосне-дереву-отцу. От него она, среди прочего, узнала, что он и ель
(она сама) уже всегда здесь стояли, в то время как яблоня появилась
позже. Пациентка последовала совету сосны попросить у яблони одно
яблоко. Теперь она получила желаемое добровольно. В последующем также и
в реальной жизни она стала находить лучшие возможности разрешения
конфликтных ситуаций соперничества в отношениях с братом.
В заключении необходимо еще раз отметить, что учитывая
множественность детерминации, многозначность, многоплановость и
амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на
основании лишь одного только конкретного рисунка. Интерпретация
допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в
последующем либо будет повышаться, либо понижаться - в ходе
интерпретации других рисунков, сновидений, а также анализа истории
жизни и актуальной личностной ситуации человека. Как правило, проблема
или внутренний конфликт личности отражаются в разных формах почти в
каждом его рисунке. Это позволяет специалисту-психологу сделать
достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании
совокупности всех имеющихся материалов.
Я. Л. Обухов
Литература:
- Куттер П.: Современный психоанализ. СПб, 1997
- Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., "Эйдос" 1996
- Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, 3, 4
- Лосева В.К.: Рисуем семью: диагностика семейных отношений. - М.: М.А.П.О., 1995
- Обухов Я.Л.: Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., "Эйдос" 1997
- Обухов Я.Л.: Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний, "Школа здоровья", 1997, 3, с. 43-61
- Семаго Н.Я.: О границах интерпретации проективных рисуночных тестов, Школьный психолог, 1997, № 1
- Bьchele-Karrer
B. Et al.: Vergleichende Untersuchungen zwischen Dreibaum und anderen
projektiven Tests. Praxis Kinderpsychol., 23, 166, 1974.
- Corboz R.J.: Le dessin des trois arbres. Lisboa Crianca Portuguesa XXI; 349, 1963.
- Corboz R.J., Gnos, P.U.: Der Dreibaumtest in der Volksschule. Acta paedopsychiat. 46 (1980) 83-92.
- Klessmann
E.: Das Katathymes Bilderleben als Spiegel gestцrter
Familienbeziehungen bei Kindern und Jugendlichen. In Leuner, H.:
Katathymes Bilderleben - Ergebnisse in Theorie und Praxis, 3. Aufl.
Huber, Bern 1990
- Klessmann E., Eibach H. Wo die Seele
wohnt : das imaginдre Haus als Spiegel menschlicher Erfahrungen und
Entwicklungen, Huber, Bern, Gцttingen, Toronto 1. Aufl.1993.
- Kutter
P.: Der Basiskonflikt der Psychosomatose und seine therapeutischen
Implikationen. Jahrbuch Psychoanalyse 13 : 93 - 114 (1981)
- Kutter
P.: Moderne Psychoanalyse: eine Einfьhrung in die Psychologie
unbewuЯter Prozesse. - 2. Aufl. - Stuttgart: Klett-Cotta, 1992
- Leuner H. Lehrbuch des Katathymen Bilderleben, Huber, Bern 3. Aufl. 1994.
- Leuner H., Horn G., Klessmann E. Katathymes Bilderleben mit Kindern und Jugendlichen, 3. Aufl. Reinhardt, Mьnchen 1990.
Если
Вам пригодилась и помогла информация, размещенная на этом сайте, в знак
благодарности отправьте одну SMS в нашу SMS копилку, расположенной в
верхней части сайта! Стоимость SMS Вы устанавливаете самостоятельно.
|